Какие основные задачи решает освещение городов?
Освещение городов решает светотехнические (функциональные) и художественные (эстетические) задачи:
▸ Обеспечение необходимой видимости для безопасного движения пешеходов и транспорта, комфортных зрительных условий для всех жителей города (водителей, пассажиров, жильцов, наблюдающих из окон).
▸ Создание выразительного светоцветового образа города, ансамбля и объектов, попадающих в поле зрения жителей.
▸ Формирование благоприятной «психологической атмосферы» вечернего города.
Какие разновидности освещения городов бывают?
Выделим следующие группы осветительных установок, создающих световую среду города:
✓ утилитарное уличное освещение (функциональное освещение транспортных улиц, магистралей, стоянок, пешеходных пространств)
✓ архитектурное освещение (освещение фасадов зданий, сооружений, памятников и скульптур)
✓ освещение элементов городского ландшафта (фонтаны, парки, зеленые насаждения)
✓ информационно-рекламное освещение (световые надписи и изображения, реклама в городе)
✓ эпизодическое праздничное освещение (гирлянды, световые фигуры)
✓ освещение специального назначения (стадионы, выставки-ярмарки)
Какие основные задачи решает освещение городов?
Освещение городов решает светотехнические (функциональные) и художественные (эстетические) задачи:
▸ Обеспечение необходимой видимости для безопасного движения пешеходов и транспорта, комфортных зрительных условий для всех жителей города (водителей, пассажиров, жильцов, наблюдающих из окон).
▸ Создание выразительного светоцветового образа города, ансамбля и объектов, попадающих в поле зрения жителей.
▸ Формирование благоприятной «психологической атмосферы» вечернего города.
Какие разновидности освещения городов бывают?
Выделим следующие группы осветительных установок, создающих световую среду города:
✓ утилитарное уличное освещение (функциональное освещение транспортных улиц, магистралей, стоянок, пешеходных пространств)
✓ архитектурное освещение (освещение фасадов зданий, сооружений, памятников и скульптур)
✓ освещение элементов городского ландшафта (фонтаны, парки, зеленые насаждения)
✓ информационно-рекламное освещение (световые надписи и изображения, реклама в городе)
✓ эпизодическое праздничное освещение (гирлянды, световые фигуры)
✓ освещение специального назначения (стадионы, выставки-ярмарки)
К приемам архитектурного освещения относятся:
Заливающее освещение – подсветка объекта или участка местности целиком. Подобие вечернего образа объекта дневному.
Локальное освещение – фрагментарная подсветка объекта, его элементов.
Светящиеся фасады – свет, проходящий через стекла и светопропускающие пластмассы в архитектуре.
Световая графика – совокупность миниатюрных точечных или линейных светильников, образующих характерный светографический рисунок. Например, контурная подсветка, визуализирующая границы объекта.
Световая живопись (Mapping) – проецирование изображения на объект с помощью проекторов.
Динамическое освещение – сценарии освещения с программируемыми светодиодными светильниками.
Примеры проектов архитектурного локального освещения, выполненные в DIALux evo: наблюдается некая пятнистость, способная зрительно «раздробить» архитектуру объектов. Для визуального единства осветительной установки, световые приборы располагаются достаточно плотно друг к другу, чтобы создать целостную картину.
Какие особенности необходимо учитывать при проектировании системы освещения городов?
Хочется отметить, что проектирование системы освещения города, это очень объемная и сложная работа, требующая грамотного подхода. В настоящее время культура освещения города, а не просто очередная «подсветка» здания «лишь бы была», только прививается и внедряется в нашу жизнь.
Модель освещения города подразумевает под собой возможность свободы творчества и разнообразия, но в то же время и гармонию световых композиций.
Рассмотрим шесть основных методических принципов создания данной модели [1]:
1. Светоцветовое зонирование городских территорий.
Проще говоря, необходимо поделить город на зоны и разделить их разным уровнем и цветностью освещения.
Зоны города делятся прежде всего на транспортные (улицы и дороги) и пешеходные.
Требуется соблюсти контраст освещения данных зон, согласно действующим нормам.
Важно отметить, что пешеходные пространства, в зависимости от функционала, делятся еще на три типа – общение, движение и отдых. Данные типы аналогично следует разделить светом и цветом, различными приемами освещения.
Соотношение различия уровней освещения типов пешеходных пространств – 4:2:1 (общение:движение:отдых),
т.е. зона движения освещается два раза меньше зоны общения, а зона отдыха в два раза меньше, чем зона движения.
Также существуют рекомендации по цветности освещения зон: транспортные – желтый или тепло-белый свет, пешеходные – нейтрально-белый свет с высоким индексом цветопередачи.
Цветность освещения архитектуры зависит от колористического решения объекта и от прилегающего уличного освещения.
2. Световое разделение по иерархии объектов.
Данный принцип необходим для соподчинения функционально однотипных, но, по градостроительной значимости, разных пространств. Разница освещения может выражаться в светлоте, размерах и приемах освещения.
Например, «главный» парк в центре города, не должен уступать по уровню освещения парку в жилой застройке на окраине.
Также и для населенных пунктов в целом: крупные, средние, малые города, поселки и т.д. – максимальный уровень освещения их пространственного центра пропорционально сокращается.
3. Светомодулировка городских пространств.
Светомодулировка – изменение количества и качества света с целью структурного масштабирования и визуального разнообразия.
Например, дорожное освещение:
Искусственное освещение улиц вечером обретает зрительную монотонность и агрессивность. Для исправления данных отрицательных эффектов, например, можно ввести освещенные объекты, расположенные по улице – то есть зрительное разнообразие. Или же, можно воспользоваться светомодулировкой – создать более сложный светоцветовой ритм, повысить уровень или масштаб освещения, выделить другой цветностью повороты, пешеходные переходы, перекрестки и др.
4. Формирование системы световых ансамблей и доминант.
Прежде всего, необходимо разработать световые ансамбли разных уровней: от площади в центре города до площадки отдыха в жилом дворе.
Затем создать единую систему всех ансамблей города, где они будут согласовываться друг с другом и отражать функциональную и художественную структуру города.
Каждый световой ансамбль, подразумевает наличие световой доминанты, с которой связываются все другие элементы.
Выделяется доминанта согласно её культурно-исторической ценности и условиями ее видимости.
5. Комплексный подход к модели освещения города.
Прежде чем приступать к освещению, необходимо привести в надлежащий вид устаревшую архитектуру, озеленить и благоустроить территорию, сформировать полноценную структуру города, учитывать природные, социальные и другие внешние условия.
Комплексный подход к освещению, подразумевает под собой не просто «подсветку», а нечто большее, когда искусственное освещение равноценно по своей роли и качествам дневной среде города – световые приборы могут быть частью декора, освещение подчеркивать историю города и настроение пространства, встроенное или локальное освещение влиять на архитектурные решения объектов и многое другое.
6. Сценарии освещения.
Сценарии освещения в разные времена года, для будних и праздничных дней, различных условий погоды, чрезвычайных ситуаций – «умный» город, к которому мы стремимся в настоящее время.
Они решают проблему энергосбережения, визуального хаоса и светового загрязнения.
Также, сценарии позволяют менять световые образы не один раз – дневной и ночной, а создавать для каждого сценария свой индивидуальный облик и настроение, что расширяет возможности для творчества и позволяет комплексно подойти к разработке модели освещения города.
Какие факторы влияют на выбор типа и уровня освещения для разных улиц и зон города?
Главный документ, нормирующий искусственное освещение городов и отражающий санитарно-гигиенические требования – СП52.13330.2016 (с изменениями №1, 2).
Свод правил устанавливает нормы искусственного освещения, обеспечивающие необходимую светотехническую эффективность осветительной установки и не претендует на решение художественных и светодизайнерских задач.
В документе представлено множество полезной информации, необходимой для проектирования комфортного и функционального искусственного освещения: нормируемая вертикальная освещенность на окнах жилых зданий, нормы яркости рекламных и информационных конструкций, рекомендуемые монтажные высоты светильников для ограничения слепящего действия и многое другое.
Часто заказчики ориентируются только на среднюю освещенность, что является грубой ошибкой!
- Комментарии